Assist

«Ковидный» год в e-commerce

Практически весь 2020 год прошел под знаком коронавируса и связанных с ним ограничений в привычном социальном поведении. Онлайн-шоппинг заменил походы в магазины и стал не только развлечением без риска для здоровья, но и вынужденной необходимостью. Можно сказать, что это послужило главной причиной того, что «ковидный» год принес российской электронной коммерции новых покупателей и рост продаж, даже несмотря на продолжающееся падение доходов населения.


Онлайн-покупки стали повседневностью

По сравнению с 2019 годом число уникальных покупателей (сделавших хотя бы одну онлайн-покупку) среди тех, кто оплачивает что-то в интернете не реже двух раз в неделю, выросло более чем в пять раз (на 457%). Один раз в неделю стали закупаться в интернете в три с лишним раза (на 234%) больше людей, чем год назад. Если бы не влияние пандемии, частота онлайн-покупок, конечно, в любом случае бы выросла, но скорее всего, не показала бы столь впечатляющих результатов. Значительно меньше прибавилось тех, кто оплачивает товары и услуги онлайн один или два раза в месяц (на 75% и 9% соответственно). А таких покупателей, которые лишь изредка (один-два раза в год) решаются что-либо приобрести в интернете, стало меньше на 16%. Такая картина свидетельствует о том, что посредством онлайн-шоппинга стал массово удовлетворяться спрос на повседневные товары, а также о том, что и другие привычные статьи расходов перекочевали из офлайна в онлайн: вместо походов в продуктовые магазины – заказ продуктов на дом, вместо кафе и ресторанов – доставка блюд, вместо шоппинга по торговым центрам – покупки в приложениях магазинов.

1.png

 

Поездки и мероприятия упали более чем в два раза

Из-за пандемии резко сократились онлайн-продажи товаров и услуг, связанных с личным присутствием человека, его активной социальной жизнью и свободным перемещением по городам и странам.

Почти в 2,5 раза упали онлайн-продажи билетов на мероприятия (-58%), авиа- и ж/д перевозки, туристические поездки и бронирование гостиниц (-59%). Средняя величина одного онлайн-платежа в этих категориях снизилась на 17% (перевозки) и 12% (мероприятия). Многие компании перешли на удаленный режим работы, а некоторым пришлось сократить сотрудников – это повлияло на уменьшение спроса на автотовары (-27%), так как и поездок стало существенно меньше. Средний чек на товары для автомобилей по сравнению с 2019 годом упал на 10%.

2.png

 

Физические и цифровые товары выросли в полтора-два раза

В 2020 году заметно выросли онлайн-продажи физических товаров, которые можно доставить на дом, а также цифровых товаров (программного обеспечения, игр, подписок на различные сервисы, электронные сертификаты, мультимедиа и пр.). Практически везде в этих категориях увеличились не только объемы продаж, но и средняя сумма одного онлайн-платежа, что свидетельствует как о росте цен на такие товары и услуги, так и о выросшей потребности в их приобретении (это, например, доставка продуктов питания и готовых блюд, бытовая техника и электроника, медицинские, спортивные и beauty-товары, программное обеспечение). Впрочем, в некоторых категориях товаров и услуг объем продаж увеличился, а средний чек либо вырос незначительно, либо уменьшился по сравнению с прошлым годом, а это может говорить о том, что несмотря на рост цен и потребности в этих товарах, покупателям приходится снижать свои запросы и экономить (например, чек незначительно увеличился при покупке одежды и обуви, детских товаров, товаров для животных, а в таких категориях, как товары для дома, мебель и DIY – снизился).

Так, объем онлайн-заказов продуктов питания вырос на 110% в рублях, а средний чек одного такого заказа – на 13%. В категории доставки еды рост составил 46% (объем) и 18% (средний чек), детские товары выросли на 27% и 4%, товары для животных на 62% и 1% соответственно.

3.png

 

Как обычно бывает при падении рубля, в минувшем году резко выросли объемы продаж и средний чек при онлайн-покупках бытовой техники и электроники – на 158% и 30% соответственно. В категории «Одежда и обувь» продажи увеличились на 65% в рублях, а средний чек одного онлайн-заказа подрос всего на 1%. Товаров для дома и мебели купили больше на 77%, а потратили на один заказ в среднем на 2% меньше, чем год назад.

4.png

 

Пандемия подстегнула спрос на товары для здоровья – продажи в этой категории подскочили на 124% в рублях, а средняя сумма одного онлайн-заказа выросла на 39%. Объем продаж спортивных товаров увеличился всего на 3%, зато средний чек взлетел на 60% – вероятно, это можно объяснить тем, что в период пандемии от покупки спорттоваров отказались те, для кого они не являются предметами первой необходимости, а занимающиеся спортом на постоянной или профессиональной основе продолжили их приобретать. DIY-товары выросли за год в объеме на 37% в рублях, но потеряли 8% от среднего чека – очевидно, этой статьи расходов коснулась экономия.

5.png

 

Всевозможные цифровые товары, продукты и услуги в минувшем году также испытали подъем онлайн-продаж и рост среднего чека, и это, несомненно, в значительной мере было вызвано необходимостью наладить удаленную работу и разнообразить досуг во время вынужденной самоизоляции. В частности, рост продаж в категории «Программное обеспечение» составил 124% в рублях, средняя величина одного онлайн-платежа увеличилась на 74%; компьютерные игры показали прирост 12% (объем продаж) и 9% (средний чек); оплата услуг связи, интернета и ТВ – 44% и 4%, прочие цифровые товары – 43% и 17% соответственно.

6.png

 

Все больше мобильных покупок с оплатой через pay-сервисы

Количество онлайн-платежей, совершаемых с мобильных устройств, в 2020 году превысило число транзакций с компьютеров и ноутбуков и составило 52% (против 47% в 2019 году).

7.png

 

На 9 п.п. выросла доля онлайн-платежей с помощью pay-сервисов (Apple pay, Google pay, Samsung pay), составив 18% (9% в 2019 году). Очевидно, что эту долю pay-сервисы «отъели» у обычных онлайн-платежей с банковских карт – карты потеряли за год те же 9 п.п., их доля в 2020 году составила 80% (против 89% в 2019 году). Объем платежей с помощью электронных кошельков за год не претерпел изменений, они занимают 2% от общей совокупности в рублях.

8.png

 

Распределение онлайн-платежей по платежным системам в минувшем году незначительно изменилось по сравнению с 2019 годом – на 1 п.п. выросла доля платежей по картам «Мир», составив 8%, Visa потеряла 1 п.п. (49%), доля Mastercard осталась прежней (43%).

9.png

 

Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний – клиентов Assist.